Содержание:
Площадь
Ленина
Улица
Ленина
Солотча
- рязанская Италия
Мемориальный
дом-музей И.П.Пожалостина
Свято-Иоанно-Богословский
монастырь.(Пощупово)
Государственный музей-заповедник
С.А. Есенина. (с. Константиново)
Стр.№2
Дом-музей
академика И.П. Павлова,
Музей
истории молодежного движения
Дом-музей
К. Э. Циолковского
Заповедник
Брыкин Бор.
Площадь Ленина
Площадь
Ленина — сердце города. От нее, как
живительные артерии, берут исток несколько
улиц и Первомайский проспект. До революции
они носили названия Московская,
Астраханская, Липецкая и в свою очередь
выводили на улицы Владимирскую, Ряжскую,
Касимовку... На площади находится здание
Живаго-банка (бывшее здание исполкома
городского Совета народных депутатов).
Здесь проходят многие маршруты
общественного транспорта. Украшение
площади — памятник В. И. Ленину (фото). Бронзовый
монумент (скульптор — народный художник
СССР М. Г. Манизер, архитектор — Е. И. Рогожин),
установленный на полированном пьедестале
из красного гранита, выглядит
величественно на фоне могучих голубых елей
и многоэтажных домов (фото). С двух сторон
просторную площадь окаймляют тенистые
скверы. Ее нынешний облик создан
несколькими поколениями рязанцев. Раньше
площадь называлась Хлебной или
Новобазарной — в отличие от торга,
находившегося на Астраханской улице.
Располагалась она на месте Вспольной
стороны — наиболее древней части города.
Здесь сосредоточивалась основная торговля
зерном, привозимым по Оке и далее
следовавшим сухопутным путем в Москву.
В первой четверти XIX века по
периметру площади выросли Торговые, или
Хлебные, ряды, получившие богатое
архитектурное оформление в стиле
классицизма. Часть их сохранилась до наших
дней. За Хлебными рядами образовались две
улицы — Краснорядская (сохранила свое
название), на которой торговали красным
товаром (мануфактурой), и Горшечная (теперь
ул. Кольцова), на ней продавалась глиняная
посуда. Рядом находились улицы Мясницкая (ныне
Горького), Хлебная и Сенная (вошли в состав
ул. Маяковского). В конце XIX века на площади
воздвигли часовню. Вокруг нее выросли
многочисленные торговые лавки, в основном
деревянные.
Представить вид площади
дореволюционной поры дает возможность
опубликованное рязанским краеведом Д. А.
Коноваловым письмо учительницы П. С.
Гнилосыровой. В нем изложены ее впечатления
о поездке с Сергеем Есениным в Рязань,
относящиеся к 1912 году.
«В центре города,— вспоминает П. С.
Гнилосырова,— мы выехали на мостовую, и
телега запрыгала и загремела по булыжнику.
Замелькали вывески магазинов. Кое-где
приказчики, выйдя на улицу, зазывали
покупателей. Остановились мы на
Краснорядской улице. Там Есенин поставил
лошадь на постоялый двор (на Краснорядской
было два или три постоялых двора, как,
впрочем, и на Соборной улице). Я отправилась
по своим делам, а Есенин ушел на Новый базар.
Был базарный день. Как всегда, на широкой
площади между каменными рядами была толчея,
слышался шум, крики легковых и ломовых
извозчиков, звуки гармоники, а иногда и
шарманки. Парни и девушки грызли орехи и
подсолнухи. Бродили и сидели в пыли нищие.
За порядком наблюдали стоявшие на
перекрестках улиц городовые».
В конце 20-х годов площадь
расчищается от случайных деревянных
построек, сносятся два поперечных каменных
корпуса Торговых рядов со стороны
Московской улицы (сейчас начало
Первомайского просп.). В 1924 году площади
присваивается имя В. И. Ленина. Тогда же
рязанская газета «Рабочий клич» публикует
постановление профсоюзных организаций
Рязани «Построим памятник Ильичу!». В нем
говорилось, что необходимо «возбудить от
имени профсоюзов Рязанской губернии
ходатайство перед пленумами губисполкома и
горсовета об открытии в Рязани памятника
тов. Ленину». Начался сбор средств, но затем
было решено полученные деньги направить на
строительство детского санатория имени В. И.
Ленина в Солотче. «Организация санатория —
это маленькое начало выполнения великих
заветов Владимира Ильича»,—
подчеркивалось в постановлении
расширенного заседания президиума
Рязанского губпрофсовета с губотделами
профсоюзов.
Памятник Ильичу встал на площади
спустя 13 лет. Его открытие состоялось 1 мая
1937 года. Скульптура В. И. Ленина (автор Г. Д.
Алексеев) была отлита из железобетона в
Москве. С тех пор стало традицией проводить
у памятника праздничные демонстрации,
отмечать торжественные события в жизни
города.
Окончательная реконструкция
площади относится к концу 50-х годов. На ней
появляются шестиэтажные здания
горисполкома, гостиницы «Москва», жилой
дом. В день рождения В. И. Ленина, 22 апреля 1957
года, в Рязани был открыт новый, более
впечатляющий монумент, тот, который мы
видим и сейчас. Старый памятник получил
теперь уже постоянную прописку на
центральной площади курортного поселка
Солотча.
Параметры площади были заложены
еще первым генеральным планом застройки
Рязани, составленным в 1780 году, и
соответствуют ее назначению как
центральной в городе и теперь, через 200 с
лишним лет. Она помнит многое: беженцев из
спаленной пожаром 1812 года Москвы, марш
рязанских ополченцев, двигавшихся во время
Крымской баталии к осажденному
Севастополю; через нее выходили на улицу
Красной Армии (так переименовали вначале
Московскую ул.) воинские подразделения,
отправлявшиеся на гражданскую войну, а
затем —на Великую Отечественную... На этой
площади в суровом 1942 году Дарья Гармаш из
Рыбновской МТС принимала переходящее
Красное знамя ЦК ВЛКСМ, на котором было
написано: «Лучшей женской тракторной
бригаде Советского Союза». В первую военную
весну юная Даша Гармаш и ее подруги бросили
клич по всей стране: «Девушки, за руль
трактора! Заменим мужчин, ушедших на фронт!»
«Я крепко держала знамя за древко,—
вспоминала позже Герой Социалистического
Труда Дарья Матвеевна Гармаш в своей книге
«Побеждает любовь»,— смотрела на огромную
массу людей, густо заполнившую площадь, и
всем своим существом ощутила, поняла всю
глубину этой большой народной
благодарности нам за наш труд, за нашу
любовь к Родине, народу, за нашу любовь к
земле, к своему труду хлебопашца, и, когда
площадь затихла, я приподняла знамя и,
обращаясь ко всему народу, крикнула:
— Товарищи! Мы клянемся не
выпускать это знамя из своих рук! Клянемся!
— Ура-а-а! — мощно прокатилось по
площади».
Пять лет кряду рыбновские девчата
выходили победителями во Всесоюзном
социалистическом соревновании. Красное
знамя ЦК ВЛКСМ осталось в тракторной
бригаде Д. М. Гармаш навечно. Теперь оно
хранится как символ трудовой славы в
Центральном музее Революции СССР.
В ноябре 1943 года на площади Ленина
состоялся парад подхорунжих— офицеров
Первой Польской дивизии имени Тадеуша
Костюшко, которая формировалась под
Рязанью. Среди тех, кто принимал его,
находился легендарный «генерал Вальтер» —
Кароль Сверчевский. Здесь же была и
знаменитая польская писательница Ванда
Василевская.
Недалеко от центра Рязани, на
площади Первой Польской дивизии имени
Тадеуша Костюшко, установлена стела. Это
памятный знак о том времени, когда в Рязани
и Сельцах формировались и проходили боевую
подготовку подразделения, ставшие основой
Польской народной армии.
«В самом центре русского города,—
читаем мы в «Записках военного
корреспондента» Янины Броневской,— на
самом почетном месте, под памятником
Ленина... Ванда и генерал стоят на
ступеньках... В наступающих сумерках мимо
нас движутся шеренги бойцов в
конфедератках... Порывистый ледяной ветер
забирается в рукава шинели. Что ж, это ведь
только еще начало солдатской тренировки. Им
еще предстоит вязнуть в снежных сугробах,
идти по разрытым снарядами дорогам,
преодолевать минные поля. Но они твердо
знают, что их будут поддерживать огнем,
будут делиться с ними боеприпасами и хлебом
ученики того, кто с пьедестала смотрит на
них, на проходящую мимо польскую армию,
возродившуюся в центре русской земли».
Многое помнит старая площадь...
В начало>>>
УЛИЦА
ЛЕНИНА
Улица
Ленина — центральная в Рязани. Она берет
начало от улицы Соборной и заканчивается у
Театральной площади (фото). Когда-то она
именовалась Большой. Потом стала
Астраханской. Теперешнее свое название
улица получила в 1924 году. Почти в самом ее
начале, на правой стороне, привлекает
внимание одна из лучших в городе построек
периода классицизма (центральная часть
датируется 1812 г.) — резиденция бывшего
Дворянского собрания. Здание с
восьмиколонным коринфским портиком
переходит (с круглой ротондой на углу) в
двухэтажный корпус, который находится на
улице Почтовой. Высокие полукружия окон
украшены гербами уездных
городов губернии. Первоначальная
планировка этого дома была иной. Вход был с
угла и имел наружные лестницы со сфинксами
и фонарями.
Именно в этом здании 26 октября 1917
года был сформирован Военно-революционный
комитет, который сразу же взял под контроль
телеграф, почту, банк, освободил из тюрьмы
политзаключенных, послал своих комиссаров
в губернские учреждения. Так было положено
начало созданию в Рязани советского
рабоче-крестьянского государственного
аппарата.
Возглавил ВРК Аркадий Степанович
Сыромятников (1874—1954), член партии с 1904 года,
участник революционного движения в
Петербурге, Москве, Рыбинске, Сибири...
Февральская буржуазно-демократическая
революция застает А. С. Сыромятникова в
Рязани. Местные большевики посылают его
своим представителем на VII Всероссийскую
(Апрельскую) конференцию партии
большевиков в Петроград, где он слышит
выступление В. И. Ленина. Затем — снова
напряженная работа, избрание на пост
председателя ВРК... До отзыва в конце 1920 года
в распоряжение ЦК партии А. С. Сыромятников
занимал также посты комиссара ряда
губернских ведомств, редактора губернской
газеты.
С первых дней Советской власти зал
резиденции бывшего Дворянского собрания
стал называться Красным залом, местом
многолюдных митингов и собраний. До
революции он был центром культурной жизни
Рязани. В нем звучали голоса прославленных
певцов Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова,
А.В.Неждановой, Г. С. Пирогова, выступали
знаменитые драматические артисты. В
Красном зале 3—5 декабря 1917 года проходил 1-й
губернский съезд Советов рабочих,
солдатских и крестьянских депутатов. Он
избрал Совет Советов — высший
орган государственной власти в губернии. В
этом зале перед трудящимися города
выступали М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. В.
Луначарский, Н. И. Подвойский.
Впоследствии часть здания (корпус
по ул. Почтовой) занял гарнизонный Дом
офицеров, а затем - Областная дума, а в его
главной части на улице Ленина разместился
кинотеатр «Октябрь». В 1971 году он был
реконструирован, и в обновленном
неузнаваемо помещении стал работать Дворец
бракосочетания.
На противоположной стороне улицы
Ленина, почти напротив Дворца
бракосочетания, стоит здание областной
библиотеки имени А. М. Горького с
оригинальной крышей из армированного
стекла (1964г., архитектор И. Н. Чистосердова) (фото).
Рядом — гранитная стела с мозаичным
барельефом писателя (фото).
Фонды книгохранилища библиотеки
превышают 1300 тысяч томов. Ими пользуется
ежегодно свыше 40 тысяч читателей. Здесь
находится центр методического руководства
библиотеками области и города. Для
читателей организованы клубы по интересам:
«Олимп», развивающий эстетические вкусы, «Биг-Бен»
— разговорного английского языка,
краеведов и др.
История создания публичной
библиотеки в Рязани восходит к середине XIX
века. Ее открытие, ставшее возможным
благодаря денежным пожертвованиям
доброхотов, состоялось в двух небольших
комнатах на улице Почтовой в январе 1858 года.
Библиотека имела 609 названий книг в 1275 томах
и 4300 номеров периодических изданий. Читать
литературу непосредственно в библиотеке
можно было бесплатно. Те же, кто брал книги
на дом, сообщала газета «Рязанские
губернские ведомости», вносили «очень
умеренную плату: годовую— 6 руб.,
полугодовую— 4 руб., а месячную — рубль
серебром».
По соседству с Домом офицеров стоит
здание почтамта (1960 г., архитекторы Н. Н.
Истомин, А. И. Кушкин) (фото), облицованное
керамическими блоками. К улице Ленина
обращена его четырехэтажная часть с
главным входом, на улицу Почтовую —
одноэтажный двухсветный операционный зал.
Такое объемно- пространственное решение
позволило безболезненно вписать крупное
здание в сложившуюся уютную застройку
центра города. С его строительством стала
оформляться площадь на пересечении реки
Лыбедь и улицы Ленина, задуманная еще в
генеральном плане XVIII века.
Река здесь заключена (1971 г.) в
подземное русло и был создан Лыбединский
бульвар. В сторону кремля раскинулся сквер
с газонами, клумбами, деревьями и фонтаном (фото).
Замыкает панораму здание цирка из стекла и
бетона (фото).
Участок улицы Почтовой до площади
Ленина (фото) являлся в прошлом основной торговой
улицей города. Здесь можно обратить
внимание на дом № 51, сооруженный в начале XX
столетия в так называемом «узорчатом стиле».
Его богатая орнаментика и характерные
детали русской архитектуры выполнены из
фигурного и точеного кирпича. Это
единственное крупное здание подобной
архитектуры в Рязани. Раньше в нем
размещались магазины, сейчас — учреждения.
До революции Почтовая улица была
пристанищем кинотеатров. На том месте, где
сейчас находится почтамт, был примитивный
иллюзион «Биоскоп» (1906—1907 гг.). За
гостиницей—в пристроенном помещении —
крутил немые ленты «Деа». А на втором этаже
дома № 63, занимаемом ныне областной детской
библиотекой, располагался сначала
кинотеатр «Модерн», затем — самый
популярный в городе— «Дарьялы» (с 1912 г.). Все
эти иллюзионы занимали небольшие, тесные
помещения, что порождало подчас уникальные
распоряжения местных властей. Вот одно из
них, напечатанное газетой «Рязанская жизнь»
: «Полицией, согласно приказа г.
губернатора, предложено содержателям
электротеатров вывесить на видных местах
объявления с указанием, что дамы в шляпах
впредь не будут допускаться в партер.
Распоряжение это вызвано тем, что
употребляемые дамами для заколки шляп
длинные, острые шпильки представляют
большую опасность для публики, посещающей
электротеатры».
...Сразу за Лыбедью, на ее крутом
правом берегу, бросается в глаза
совершенством своих пропорций здание с
шестиколонным ионическим портиком, высоким
фронтоном, массивной каменной лестницей.
Его крылья завершаются ротондами. «Главный
фасад,— пишут знатоки рязанской
архитектуры И. В. Ильенко и Е. В.
Михайловский,— бесспорно, спроектирован
крупным архитектором, таким, как М. Ф.
Казаков, вероятнее всего, именно им, в 1808
году». Когда-то в этом доме размещалась
первая мужская гимназия. Впоследствии к
нему пристроили дополнительный корпус по
улице Александровской (сейчас ул. Праволыбедская).
Здание гимназии поразило своим
видом молодого В. Г. Белинского,
проезжавшего Астраханским трактом в
Москву. Он сообщал в письме друзьям: «Я тут
первый раз, собственным своим опытом узнал,
что в России есть прекрасные города... Из
великого числа прекрасных строений мне
особенно понравилась губернская гимназия».
Ныне здание занимают несколько кафедр
Рязанского сельскохозяйственного
института.
Почти о 50 знатных земляках-рязанцах,
выпускниках гимназии, упоминаемых в
энциклопедических и биографических
словарях, собрали материалы рязанские
краеведы. Назовем некоторых из них.
Выдающийся советский геолог
академик Андрей Дмитриевич Архангельский
(1879—1940), сделавший крупный вклад в
стратиграфию, литологию, науку о полезных
ископаемых и особенно в тектонику. Огромно
значение его работ в развитии
геофизических исследований и для
прикладной геологии. На их основе открыты
новые железнорудные районы Курской
магнитной аномалии, бокситовые
месторождения на Урале, в Казахстане и в
Средней Азии. Труды А. Д. Архангельского до
сих пор служат делу разведывания земных
недр и лучшему использованию их богатств.
В науке о металле почетное место
занимают труды Василия Петровича Ижевского
(1863—1926). Это был крупнейший специалист в
области доменного производства,
электрометаллургии стали, металлографии и
термической обработки. Им предложены
оригинальные конструкции электрических
печей. Ученый с мировой славой
вице-президент Академии наук СССР И. П.
Бардин, говоря об Ижевском, проводил
параллели между ним и М. В. Ломоносовым,
Леонардо да Винчи, Д. И. Менделеевым,
Бессемером. Большая советская энциклопедия
называет В. П. Ижевского «советским
металлургом». Это признание заслуг ученого
перед государством, строящим коммунистическое
общество, хотя его научная деятельность
протекала в основном до 1917 года.
Блестящий русский хирург Алексей
Васильевич Мартынов (1868—1934) внес серьезный
вклад в развитие разделов отечественной и
мировой медицинской науки, связанных с
хирургическим лечением заболеваний
щитовидной и поджелудочной желез,
желчно-выводящих путей, язвенной болезни
желудка. За годы работы в московских
клиниках им воспитана многочисленная
плеяда хирургов. Когда в 1927 году тяжело
заболел академик И. П. Павлов, то консилиум
виднейших специалистов признал
неизбежность сложной операции и предложил
провести ее в Германии. «Я вовсе не считаю
немецких хирургов лучше наших»,— заявил И.
П. Павлов и обратился к своему земляку
Алексею Васильевичу Мартынову. В знак
признательности за искусно проведенную
операцию великий физиолог посвятил
Мартынову одну из своих работ, а в своем
письме ему написал: «Всякий раз, как в
дальнейшей моей деятельности буду особенно
удачлив и счастлив, я, естественно, обращусь
мыслию к тому, с кем для меня была связана
возможность этих удач и счастия».
В сокровищницу русской
национальной культуры вошло творчество
художника Петра Михайловича Боклевского
(1816—1897), разрешившего одну из труднейших
задач книжной графики: создание портретов
литературных героев. Он вошел в искусство
как иллюстратор Н. В. Гоголя, А. Н.
Островского, П. И. Мельникова-Печерского, И.
С. Тургенева, А. С. Пушкина и других
классиков. Особенно громкую славу принесли
ему иллюстрации к гениальным гоголевским «Мертвым
душам» и «Ревизору». В. Г. Короленко писал: «Лучших
иллюстраций к Гоголю после рисунков
Боклевского (в оригинале) я не встречал, а
Павла Ивановича Чичикова я уже иначе и не
представляю...» Высоко ценил творчество
рязанца А. М. Горький. Передавая свои
коллекции картин в дар различным музеям, он
оставил себе лишь шесть живописных работ, в
том числе автопортрет Боклевского.
В этой гимназии учился пионер
воздушных трасс, член легендарного
чкаловского экипажа АНТ-25, совершившего
впервые в истории авиации беспосадочный
перелет из СССР в Америку через Северный
полюс, Герой Советского Союза Александр
Васильевич Беляков (1897—1982). Когда началась
Великая Отечественная война, пишет его
сподвижник Герой Советского Союза Г. Ф.
Байдуков, Александр Васильевич «формирует
Рязанскую школу штурманов ВВС и, являясь ее
начальником до начала 1945 года, готовит и
выпускает для авиации дальнего действия
ночные экипажи». Затем он принимает участие
в проведении Берлинской операции и взятии
Берлина.
В первой мужской губернской
гимназии получили образование историк
литературы, писатель Алексей Дмитриевич
Галахов (1807—1892), один из основоположников
отечественной невропатологии Алексей
Яковлевич Кожевников (1836—1902),
исследователь Туркестана, труднодоступных
горных областей Памира, чьим именем назван
ледник на склоне хребта Петра Первого,
энтомолог Василий Федорович Ошанин (1844—1917).
Здесь сдавал экзамен на звание учителя
уездной школы будущий основоположник
теории ракетных двигателей Константин
Эдуардович Циолковский (1857—1935).
На противоположной стороне улицы,
выходя одной стороной на улицу
Николодворянскую, стоит одноэтажный дом №
24. Лепнина в виде изящного растительного
узора протянулась по его фронтону. По
мнению специалистов, это свидетельство
того, что проект составлен архитектором,
воспитанным на зодческих
канонах конца XVIII века. Здание
имеет и детали, характерные для позднего
классицизма (начало XIX в.). В 50-е годы нашего
столетия к северному торцу дома пристроили
корпус, равный по величине памятнику
архитектуры.
Мемориальная доска на фасаде дома
указывает, что здесь в 1858—1860 гг. жил
писатель М. Е. Салтыков-Щедрин. Он занимал
тогда должность рязанского
вице-губернатора. Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин (1826—1889), приняв дела в
Рязани, прямо заявил представителям
дворянства и местной власти: «Я не дам в
обиду мужика. Будет с него, господа. Очень,
слишком даже будет». За непримиримое
отношение ко всяким злоупотреблениям
чиновников рязанские обыватели прозвали
вставшего на защиту крестьянских интересов
Салтыкова «вице-Робеспьером».
Служил М. Е. Салтыков-Щедрин в
Рязани еще раз— в 1867—1868 годах, но теперь
управляющим губернской Казенной палатой.
Рязанская действительность обогатила
великого сатирика огромным запасом
впечатлений и материалов, нашедших затем
отражение в его литературных
произведениях.
Рядом с «щедринским» домом, выходя
закругленным углом на другую сторону улицы
Свердлова, находится здание бывшей второй
мужской гимназии, открытой в 1903 году. Ныне
здесь средняя школа № 7.
Учился в гимназии, а затем в
сменившей ее советской школе Александр
Николаевич Афиногенов (1904—1941) — автор пьес
«Чудак», «Страх», «Далекое», «Салют,
Испания!», «Мать своих детей», «Машенька»,
вошедших в золотой фонд советской
драматургии. В сентябре 1941 года он закончил
свою новую пьесу «Накануне» — о борьбе
советского народа против фашистских
захватчиков. Спустя месяц руководитель
литературного отдела Совинформбюро А. Н.
Афиногенов погиб во время налета
гитлеровской авиации на Москву.
Комсомольская организация школы №
7 носит имя Дмитрия Асеева. Об этом гласит
специальная табличка на фасаде здания.
Отсюда вожак школьной молодежи ушел в 1941
году на фронт, в свое бессмертие. У
монументальной скульптуры «Родина-мать» в
Волгограде на гранитной стене, где красной
мозаикой выложены 34 приспущенных знамени,
среди тысяч имен защитников Сталинграда
есть и имя рязанца — «лейтенант Асеев Д. И.».
Его простреленный, окровавленный
комсомольский билет хранится в Центральном
музее Вооруженных Сил СССР. Специальный
стенд рассказывает школьникам об их
далеком сверстнике-герое. Ежегодно 15
октября в школе проходит торжественная
комсомольская линейка памяти Дмитрия
Асеева.
Соседний дом № 38, построенный в 1790
году, в советское время был соединен
вставкой со зданием школы № 7. До революции
в нем размещалась частная мужская гимназия
Н. Н. Зелятрова, в которой учился писатель
Сергей Федорович Буданцев (1896— 1940). Он —
автор ряда романов, пьес и рассказов,
пользовавшихся успехом в 20-х годах, не раз
переиздававшихся и впоследствии. С
пребыванием в гимназии будущего писателя
связан интересный эпизод, о котором он сам
рассказал в своей автобиографии.
Когда в 1912 году близ
железнодорожной станции Рыбное
приземлились на воздушном шаре два
французских воздухоплавателя, участника
международных соревнований, стартовавших в
Штутгарте, культурная общественность
Рязани выдвинула для их обслуживания
Сергея Буданцева. Он успешно справился со
своей задачей, а затем в газете «Рязанская
жизнь» опубликовал за инициалами С. Б. очерк
о пребывании аэронавтов в городе. Из него
можно узнать, что им понравилась встреча с
рязанскими гимназистами: «Пилоты,
поговорив с ними, заявили, что они очарованы
нашей молодежью, что она гораздо
интеллигентнее, чем молодежь других стран».
Учился в частной гимназии и
известный советский актер театра и кино
лауреат Государственной премии СССР Эраст
Павлович Гарин (1902—1980). В своих
воспоминаниях он указывает, что впервые
вышел на сцену в Рязанском городском театре
в спектакле по пьесе М. Горького «Враги». «В
«Днях нашей жизни» Л. Андреева я изображал
прохожих,— пишет Э. П. Гарин.— Это была моя
первая актерская трансформация. Изображал
я человек девять, меняя костюмы, походку,
ухватки и гримы». Из Рязани же в 1919 году Э. П.
Гарин уехал в Москву в составе Рязанского
гарнизонного самодеятельного театра.
Дом № 32 занимает Рязанское
художественное училище, ведущее свою
историю с организованной в 1918 году
изобразительной студии. Ей, как отмечает в
книге «Моя жизнь и встречи» известный
гравер народный художник РСФСР И. Н. Павлов,
покровительствовал А. В. Луначарский. У
истоков становления этого интересного
учебного заведения, готовящего
специалистов в области изобразительного
искусства, находились Яков Яковлевич
Калиниченко (1869—1938), Филипп Андреевич
Малявин (1869— 1940), Александр Александрович
Киселев-Камский (1868—1942) и другие
замечательные отечественные живописцы
Украшает улицу дом № 30, в котором
находились раньше городская дума и
городская управа (1914—1917 гг., архитектор Ю. Д.
Дюпон). В центре его — небольшой купол, а
верхний этаж имеет арочные окна. Сейчас тут
размещается областная администрация. На
мемориальной доске, установленной на
фасаде, начертаны слова: «Революционною
Волею Пролетарских масс города Рязани в
этом здании 3 (16) марта 1917 года образован
Совет рабочих депутатов».
На противоположной стороне улицы
находится кинотеатр «Родина», первый в
Рязани, для которого построено специальное
здание (1947 г.).
Величественный вид имеет дом № 37,
сооруженный в стиле эклектики под влиянием
европейского ренессанса (1898 г.). Его занимал
до революции окружной суд. Сейчас здесь
разместились кафедры
сельскохозяйственного института.
В 1907 году за распространение
листовок РСДРП в этом здании судили ваятеля
Анну Семеновну Голубкину (1864—1927), уроженку
Рязанской губернии. А. С. Голубкина на суде
не признала себя виновной. Последовало
суровое наказание — одиночка зарайской
тюрьмы.
Работы А. С. Голубкиной, выполненные
в глине, камне, мраморе и в любимом ее
материале — дереве, украшают залы
Третьяковской галереи, Государственного
Русского музея, других известных хранилищ.
В Москве открыт мемориальный музей
Голубкиной. В памяти потомков она осталась
не только талантливым скульптором, но и
революционером, участником баррикадных
боев 1905 года. Когда-то по просьбе
Московского комитета РСДРП Анна Семеновна
изваяла бюст Карла Маркса. Это был первый
его скульптурный портрет в России. Ныне он
хранится в Музее Революции СССР.
На противоположной стороне улицы —
угловой дом № 28. До революции он находился в
распоряжении клуба Всесословного собрания.
Здесь работал кинематограф «Иллюзион»,
читались лекции, а в 1914 году давал сеанс
одновременной игры на 29 досках «шахматный
король» Эммануил Ласкер, гастролировавший
по городам России накануне международного
турнира в Петербурге. Рязанские шахматисты
одну партию выиграли, а три закончили
вничью.
По воспоминаниям ветерана
рязанской журналистики С. М.
Титова-Заокского, в подвальном помещении
дома № 28 находились отделения
Всероссийского союза поэтов,
Всероссийского общества крестьянских
писателей, Ассоциации пролетарских
писателей, кафе поэтов.
До переезда в новые здания дом
занимали областная библиотека имени А. М.
Горького и правление Рязанского отделения
Общества советско-болгарской дружбы.
Сейчас тут находится старейшая в городе
детская музыкальная школа.
Впоследствии деятельность
Рязанского отделения Ассоциации
пролетарских писателей проходила в доме №
37, о котором упоминалось выше. В конце 20-х —
начале 30-х годов его бюро возглавлял
известный советский писатель, уроженец
Рязанщины Иван Иванович Макаров (1900—1940).
Всего десять лет продолжалась его
творческая деятельность, но и за это
короткое время писатель успел создать
шесть романов («Стальные ребра», «Черная
шаль» и др.). Его произведения до сих пор
переиздаются в нашей стране и пользуются
большой популярностью у читателей.
Улица Ленина пересекает улицу
Свободы. Здесь во второй половине XVIII века
была городская околица, за которой на
берегу Безымянного ручья, впадавшего в
Лыбедь, рязанский богач Г. В. Рюмин воздвиг
громадную усадьбу с прудами и пейзажным
парком. К этому времени появился новый
регулярный план города (1780 г.), по которому
основное развитие Рязани намечалось на юг,
через поля, в сторону Большого
Астраханского тракта.
На месте въезда в город,
отмеченного каменными пропилеями в виде
зданий с портиками из шести дорических
колонн (начало XIX в.), согласно регулярному
плану возникла торговая площадь Гостиного
двора. Поперечная улица получает название
Гостиной (впоследствии Владимирская).
Слева, если смотреть в сторону Театральной
площади, ее замыкал пышный усадебный дом,
справа — вековая липовая роща. В «Описании
Рязанской губернии», составленном
землемером М. Тулаевым в 1799 году, в Гостином
дворе значилось около 80 только каменных
лавок.
В связи с расширением границ города
и всевозрастающим значением торговой
Хлебной площади, или Нового базара (пл.
Ленина), Гостиный двор хиреет, рязанцы его
именуют уже Старым базаром. Дом старой
усадьбы Рюмина сгорел, от него сохранились
только парк (теперь это городской парк
культуры и отдыха) и здание в саду, возможно,
флигель. Невысокие торговые корпуса с
пропилеями (дома № 24 и 31), стоящие друг
против друга по обе стороны улицы Ленина, до
сих пор украшают город и являются
интересными памятниками эпохи классицизма.
В 1956 году на месте деревянного
летнего театра в парке культуры и отдыха
построено украсившее улицу здание
областной филармонии с концертным залом
имени Сергея Есенина (архитектор И. П.
Антипов). В его фойе установлен мраморный
бюст поэта (скульптор И. Г. Онищенко).
Концертный зал имеет около 1000 мест.
Здесь выступали в сценах из спектаклей
МХАТа А. К. Тарасова, А. Н. Грибов, Б. Я. Петкер,
гастролировал академический Малый театр
СССР, показывали свое искусство дважды
Краснознаменный ансамбль песни и пляски
Советской Армии имени А. В. Александрова,
Государственный симфонический оркестр
Союза ССР, прославленный хореографический
ансамбль «Березка», играли скрипач Давид
Ойстрах, пианист Святослав Рихтер...
Пожалуй, трудно назвать такой ведущий
творческий коллектив, такого выдающегося
певца, инструменталиста, представителя
других жанров сценического искусства, с
которым филармония не познакомила бы
рязанского зрителя. Постоянно выступают
здесь и зарубежные гости. При филармонии
работает музыкальный лекторий,
обслуживающий не только Рязань, но и районы
области.
Здание филармонии — база
Государственного Рязанского русского
народного хора, созданного в 1946 году на
основе самодеятельного колхозного хора
села Журавинка Ряжского района. Этот широко
известный ныне хор побывал с гастролями не
только во всех союзных республиках нашей
страны, во многих военных округах и на
флотах, но и за пределами Родины и везде
неизменно получал высокую оценку зрителей.
Он неоднократно выступал на сцене
Кремлевского Дворца съездов, в том числе
перед делегатами XXI съезда партии, на
торжественном заседании, посвященном
50-летию образования СССР, на сцене
Государственного академического Большого
театра Союза ССР, в лучших концертных залах
Москвы и Ленинграда, являлся лауреатом
всесоюзных смотров. Почти 150 его
произведений записаны в фонотеку
Всесоюзного радио, а многие песни — на
грампластинки.
Перед зданием филармонии в 1949 году
сооружен памятник гениальному физиологу И.
П. Павлову (скульптор — народный художник
СССР М. Г. Манизер, удостоенный за эту работу
Государственной премии СССР) (фото). На его
открытии присутствовали участники
созванной в Рязани юбилейной научной
сессии, посвященной 100-летию со дня рождения
ученого. Выступая на митинге, президент
Академии наук СССР С. И. Вавилов, в
частности, сказал: «Нет сомнения, что и
родина Ивана Петровича Павлова — Рязань
будет все в большей мере принимать участие
в общем научном и культурном творчестве
Советской страны, активно внося свой вклад
в гигантское дело построения нового
общества, творимое всем советским народом.
Слава великому ученому Ивану Петровичу
Павлову! Пусть его памятник, эта «медная
хвала», станет вечным напоминанием для нас
и для грядущих поколений о высотах,
достигнутых русской наукой».
Городской парк культуры и отдыха
отделяет от следующего квартала небольшой
Газетный переулок (фото). Его наименование
связано с деревянным домом № 3. В нем жил
попечитель реальных училищ Николай
Дмитриевич Малашкин, открывший в
полуподвальном этаже фототиполитографию и
начавший в 1881 году выпускать на свои
средства газету «Рязанский справочный
листок». Помимо этого, он издавал научные
труды по сельскому хозяйству,
библиографические обзоры, пособия для
учителей гимназии, книги и учебники,
бесплатно раздававшиеся неимущим
гимназистам. Проявил себя Н. Д. Малашкин и
как литератор — писал былины. Одну из них, «Весна-красна»,
положил на музыку знаменитый Цезарь Кюи, и
она обошла всю Россию.
Не раз гостил в этом доме, приезжая
в родную Рязань, брат Н. Д. Малашкина —
известный композитор рубежа XIX—XX веков
Леонид Дмитриевич Малашкин, автор
популярных в свое время романсов. Ф. И.
Шаляпин в программу своих концертных
выступлений любил включать его романс «О,
если б мог выразить в звуке...». И. С.
Козловский является лучшим исполнителем
другого широко известного романса
Малашкина — «Я встретил вас...».
Дальше, по той же левой стороне
улицы, находится современное здание,
построенное в начале 50-х годов. Его занимает
педагогический университет (фото).
На противоположной стороне улицы
Ленина в доме № 29 родился основоположник
отечественной фармакологии академик
Николай Павлович Кравков (1865—1924). Он
разработал кардинальные проблемы науки,
изучающей особенности влияния
лекарственных средств на организм с целью
более рационального их использования и
создания новых эффективных препаратов. Н. П.
Кравкову, в частности, принадлежит идея о
наличии связи между химическим строением
лечебного препарата и его физиологическим
действием, подтвержденная им в опытах.
Творческое развитие этого положения сейчас
стало основным и наиболее перспективным
направлением создания новых лекарственных
средств.
Рядом, на пересечении с улицей
Введенской, стоит Дом быта (1974 г.) — крупное
современное сооружение из стекла и бетона
высотой около 30 метров. Несмотря на
внушительные габариты, здание не вносит
диссонанса в общую панораму: верхняя его
часть отступает в глубину улицы.
Итак, мы встретились с улицей
Введенской. Пройдем же немного по ней.
Недалеко дом № 64, где жил и умер
отважный русский землепроходец Лаврентий
Алексеевич Загоскин (1808—1890). С его именем
связаны яркие страницы героических
исследований, проведенных на обширных
пространствах «русской Америки», как называли
в первой половине XIX века Алеутские острова,
Аляску и Северную Калифорнию. Тогда эти
земли принадлежали России.
Замечательные коллекции Л. А.
Загоскина хранятся в числе уникальных
экспонатов в музеях Академии наук СССР,
этнографии народов СССР в Ленинграде,
Московского университета. Книга,
написанная им («Пешеходная опись части
русских владений в Америке, произведенная
лейтенантом Лаврентием Загоскиным в 1842, 1843
и 1844 гг.»), искренне и правдиво рассказывает
о своеобразной красоте и богатствах
северной природы, жизни людей, только что
вышедших из родового строя. И поныне
материалы и исследования Л. А. Загоскина
представляют непреходящую научную
ценность.
Л. А. Загоскин принимает участие в
деятельности Рязанской ученой архивной
комиссии, публикует статьи в периодических
изданиях, ратуя за отмену крепостного
права, выступает в защиту декабристов. «Отзывчивый
на всякое живое и честное дело,— говорилось
о Загоскине в некрологе «Рязанских
губернских ведомостей»,— покойный до
преклонных лет сохранил ясность ума и
юношескую пылкость характера. С живым
интересом он относился ко всему, что
выходило из сферы обыкновенной житейской
пошлости, ко всему, что пробуждало общество
и развивало в нем идеальные стремления. От
природы добрый и любящий, он возмущался
всякой несправедливостью и резко порицал
все нечестное и дурное».
Направо от Дома быта улица
Введенская пересекает красивую и
просторную площадь Мичурина, бывшую
Введенскую. До революции она находилась на
окраине Рязани, была запущена. Например, в
одном из номеров за 1912 год газета «Рязанская
жизнь» констатировала, что «в громадном
озере, образовавшемся на Введенской
площади, утонула корова».
В районе Введенской площади в одном
из домов снимал комнату Иван Владимирович
Мичурин (1855—1935), который некоторое время
учился в первой мужской губернской
гимназии (1872 г.). Из нее он был исключен «за
непочтительность к начальству». Мичурин,
здороваясь на улице в сильный мороз с
директором гимназии, не снял перед ним
шапки. Однако настоящей причиной
исключения мальчика из гимназии, пишет
биограф великого преобразователя природы
А. Н. Бахарев, была ссора между директором
гимназии и дядей Мичурина, который
отказался дать взятку за определение
племянника на учебу.
Светлый двухэтажный дом № 99
несколько лет назад был предоставлен
Рязанской областной научно-медицинской
библиотеке. Организованная в 1948 году по
инициативе старейших врачей города, она
стала настоящим помощником медиков в их
нелегком труде, первой среди библиотек
такого профиля в стране создала
централизованную систему снабжения
читателей книгами, открыла свои филиалы как
в Рязани, так и в районах области.
Фонд литературы библиотеки
превышает 250 тысяч экземляров. Среди них
книги из хранилищ фундаментальной
библиотеки Военно-медицинской академии
имени С. М. Кирова, переданные по
распоряжению ее начальника академика Л. А.
Орбели, тепло относившегося к Рязани —
родине своего великого учителя физиолога И.
П. Павлова, а также тома из личных библиотек
замечательных хирургов А. В. Мартынова и
Героя Социалистического Труда академика Б.
В. Петровского с автографами.
Свидетель первой русской революции
— двухэтажный дом № 129. Об этом говорит
мемориальная доска на его фасаде. Здесь в 1904
году работал марксистский кружок, а в 1905
году располагалась одна из конспиративных
квартир группы РСДРП.
На улице Либкнехта находятся
Рязанское специальное конструкторское
бюро (СКВ) и опытно-промышленный завод
научно-производственного объединения
Нефтехимавтоматика. Рядом — Рязанский
проектно-технологический институт, который
разрабатывает и внедряет прогрессивные
технологические процессы производства
печатных плат, гальванопокрытий и
изготовления деталей методом порошковой
металлургии.
Но пора вернуться на улицу Ленина.
До Театральной площади, куда она вливается,
остался один квартал. На той стороне, где
находится Дом быта, за последние годы облик
улицы резко изменился. Ветхие, не имевшие
познавательной ценности, плохо
благоустроенные дома снесены. По проекту
архитектора О. В. Обозова возникла
интересная пространственная композиция,
раскрытая в глубину. К площади протянулся
зеленый бульвар. Вдоль него разместились
односекционные девятиэтажные жилые дома. И
хотя проезжая часть улицы осталась прежней
— она лимитируется оставшимися на месте
старинными зданиями — впечатление таково,
что улица стала шире, просторнее, светлее.
В начало>>>
|